Випассана
Размышляя о программе своего паломнического тура в Индию в конце февраля, я решила попробовать вписать в него медитационный курс “випассана“.
Випассана – это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние.
Благодаря удачному стечению обстоятельств, я успевала к началу одного курса сразу по приезду, и находился он там, где по окончанию мы встречались с остальной группой. Я списалась с администрацией центра, мне прислали очень подробное письмо с информацией, что из документов нужно иметь при себе и что желательно взять для личного использования – постельное бельё, фонарик, репелленты, зонтик или свитер в зависимости от сезона. Так же прислали очень подробное описание, как добраться до центра.
Поездом до Мумбая
По прилёту в Дели мы сразу отправились на ж\д вокзал, мне нужно было доехать почти до Мумбая, до городка Nashik. У меня был куплен замок и небольшая цепочка, которыми я закрепила свой чемодан под сиденьем по совету друзей. В поезде был кондуктор, он проверил мой билет и сказал, что цена на билеты недавно изменилось, мне нужно доплатить. Со мной в купе ехала пара русских ребят, они сказали, что тоже доплачивали, скорее всего это был не обман.
Насик
В Насике я дошла до автовокзала, это оказалось на привокзальной площади. Там абсолютно всё было написано на хинди. Мужчина, который меня туда проводил, сказал диспетчеру, что мне нужно в Shivaji Nagar. Местные рикши прознали, куда мне нужно, и наматывали круги, выкрикивая название этого места и поглядывая в мою сторону, чтобы я решила ехать с одним из них. Наконец диспетчер посадил меня в какой-то автобус, уточнил что-то у водителя, у пассажиров и сказал, что я могу ехать. По пантомиме я поняла, что не всё гладко, но решила не давать им терять лицо и доверилась судьбе.
Мы доехали до какого-то места, где один пассажир сказал, что мне нужно выйти сейчас с ним и пересесть в другой транспорт. Он попытался остановить автобус, но тот промчался мимо, остановил моторикшу, с которым я уже доехала до ворот центра.
Медитационный центр
Центр имеет довольно большую территорию. Отдельные домики для посетителей курсов, отдельные здания зала для медитаций, столовой, администрации и подсобные помещения. Напротив на вершине холма виден храм Ганеши. Очень хотелось до него дойти, но с территории центра выхода уже не было, таковы правила.
Я приехала одновременно с индийской девушкой Калой, мы вместе зарегистрировались и нам дали домик. Кала показала мне, как управляться с некоторыми бытовыми вещами, спросила администрацию про горячую воду, а спустя некоторое время нам сказали, что мест хватает для всех и мы можем жить по одному в домике. В домике были две кровати с москитными сетками, ванная и туалет. В ванной по всей Индии вы найдёте пластмассовое ведро с ковшиком. В ведро набирается вода, а потом ею моются. Волосы я промывала прямо под краном, скрючившись, посколько волосы густые и ополаскивание не смывало шампунь. Вместо постельного белья у меня с собой были два больших х\б шарфа.
Моя группа была женская и немногочисленная, кроме меня были две украинки и одна немка, остальные были индуски очень разного возраста, от молоденьких до древних старушек. Кто-то пошутил, что старушек отправляют на випассану, чтобы отдохнуть от них дома. Возможно это недалеко от истины, поскольку на медитациях некоторые засыпали и порой даже храпели, не выказывая должного уважения процессу.
Я побродила по территории, она находится немного на склоне, и с одного края часть домиков расположена на пригорке, более уединённо. Кала показала мне ничем не примечательный холмик и сказала, что там живут змеи, которые сейчас прячутся от жары, а выползают в сезон дождей. Мне стало жутко. К счастью, змей я не видела. Центр находится за городом, поэтому там тихо, слышно только птиц и какие-то ящерки шуршат в траве.
Правила на курсе медитации
Основной смысл випассаны состоит в полном отключении от внешнего мира, поэтому все должны были оставить на хранение телефоны, книги. К сожалению, не было возможности фотографировать во время курса, поэтому имею фото только с первого и последнего дня. Так же мы должны были соблюдать полное молчание – Благородную Тишину, – и исключить любые контакты с другими. Прерывать молчание можно было только для общения с учителем. Когда все устроились, нас собрали вместе, объяснили правила и объявили распорядок.
День начинался с медитации в 4:30. Медитации шли весь день и прерывались только на короткие перерывы, завтрак, обед, ужин и перерыв в середине дня во время которого можно было вымыть голову или постирать. Утром нас будила запись колокола. Все перерывы так же отмерялись колоколом, уже настоящим. В 21:30 отход к сну.
Питание было вегетарианским, из напитков часто давали масала-чай, по поводу которого у меня были вопросы, т.к. некоторые религиозные течения в Индии считают его наряду в кофе в некотором роде допингом и не употребляют. Хотя питание было простое, было очень вкусно. Вместо давно надоевших круп типа риса готовили что-то местное, что мне очень понравилось, но найти за пределами Индии не удалось. Были даже сладости!
Медитация
В первый день после общей медитации нас распустили по домикам и сказали медитировать самостоятельно. Но девочки-ассистенты проверили нашу добросовестность, и в итоге больше такое не практиковалось. Мне было очень неудобно держать спину, я попросила себе подпорку. У каждого было также по нескольку подушек. Медитации вела строгая индуска в возрасте, она хорошо говорила по-английски и объясняла иностранкам нюансы лично, подозвав к себе, а группе в целом.
Медитации основаны на контроле ума и наблюдением за своими ощущениями. Нужно наблюдать дыхание, ощущения, не реагировать на них. Ощущения на теле – это вибрации, возникающие и исчезающие. На медитациях в определённом порядке звучали записи исполнения мантр Гоенкой, основателем випассаны. Учитель в начале объяснял предстоящий аспект медитации, давал указания такого типа – сосредоточить внимание у входа в ноздри, – а после нескольких сессий подзывал к себе и спрашивал о наших ощущениях.
В этой технике самонаблюдение приводит к появлению физических ощущений. И, анализируя их, можно понять, правильно ли выполняется техника. Одновременно с сосредоточенностью внимания на определённой части тела не нужно сосредотачиваться на мыслях. Мысли возникают и исчезают сами по себе, не нужно заострять на них внимание и преднамеренно избегать. Просто наблюдать.
Вечером после медитации я и украинки уходили в отдельную комнату слушать сперва на английском, а через несколько дней и на русском записи лекций Гоенки. Лекции были очень интересны, мне очень жаль, что я не записала некоторые мысли из них.
Индусы привычны сидеть в позе лотоса, мне же это доставляло страдание. В итоге я скрещивала ноги не до конца, а иногда просто их вытягивала. Сперва мне было неудобно это делать, поскольку в Азиатских странах много разных правил поведения и не хотелось кого-то оскорбить. Но простые индийские женщины делали, как им комфортно, вытягивая ноги, громко сморкаясь или засыпая.
С каждым днём техника немного изменялась, становясь более изощрённой в плане контроля своих ощущений. В один из последний дней нас развели по одиночным кельям, где мы медитиировали с тишине и темноте. Было необыкновенно хорошо посвятить некоторое время только себе, не отвлекаясь на посторонние звуки.
Окончание курса
В предпоследний день программа медитаций была сокращена, чтобы мы могли пообщаться друг с другом. По непонятной для меня причине одна женщина прониклась ко мне большой симпатией, и мы обменялись контактами. Впоследствии мы стали общаться в интернете с её дочерью. Одна девушка, Иша, танцевала нам традиционные танцы и объясняла, что они означают. Украинки рассказывали, как они тут оказались и что делают в Индии вообще. Посоветовали съездить в Кералу и в Хампи.
Приехали люди из главного медитационного центра, привезли книги и диски. Я купила несколько книг и аудио сборник пения мантр Гоенки. На сайте института випассаны можно посмотреть материалы, в том числе и на русском языке.
Ни я, ни украинки заранее не планировали, как мы будем возвращаться в Насик, поэтому очень обрадовались, когда нас довезли родители Иши. Сперва мы заехали в магазин косметики Himalaya, купили кремов и пилюлек. Шампунь этой марки, купленный в Индии, оказался гораздо лучше такого же шампуня, купленного потом дома.
После магазина мы обедали с родителями Иши, которые пригласили нас разделить трапезу, но мне пришлось всех покинуть достаточно быстро, т.к. у меня был поезд в Мумбай. Иша посадила меня на моторикшу, и я поехала на встречу дальнейшим приключениям.
P.S.
Я люблю комфорт. Хотя я обычно из экономии путешествую как бомж, у меня всегда с собой салфетки, санитайзер, я чищу зубы в любых условиях. Пережить спартанские условия на курсе випассаны мне помогло то, что была горячая вода, в отличие от почти всех остальных мест, где мы потом останавливались. Одноместное размещение и гендерная однородность также усилили чувство безопасности. Ну и хотя утром было прохладно и я, как бомж, надевала на себя слои одежды, днём было приятно тепло. Индия хранит новичков.